?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

М.А. Угаев "Новые религиозные движения как элемент контркультуры"
Полностью текст здесь http://www.arkaim-center.ru/index.php?page=78


В современной культурологии и социологии контркультура понимается как комплекс социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре. В аспекте контркультуры может рассматриваться и ряд новых религиозных движений нашего времени, относящихся к группе «New age».
Традиционные религии в условиях широкого распространения как научных, так и псевдонаучных знаний перестают соответствовать духовным потребностям определенной части общества. Они ограничены веками выработанной традицией, которая с трудом приспосабливается к меняющемуся миру. НРД отличаются значительно большей социальной мобильностью и предоставляют возможность для духовных исканий, не ограниченных рамками традиционных представлений. Отсутствие в массовом сознании целостной картины мира, неудовлетворенность как научным, так и традиционно религиозным его объяснением предоставляет благодатную почву для возникновения и развития новых религиозных движений. Доктрины традиционных религий представляют собой завершенную систему, пронизанную средневековым схоластическим духом. Духовные искания в рамках этой системы ограничены догмой и авторитетом иерархов. Современное общество также демонстрирует неспособность выработать действенный идеал, удовлетворяющий духовные потребности значительной своей части, подменяя его идеей потребления, и «личного успеха» связанного, прежде всего, с богатством и властью. Отношение к существующей социальной системе выражается вопросом у адептов: «что делать в раю типичному современному банкиру, бизнесмену или поп-исполнителю. Ведь там нет места соответствующим формам существования».[1]

Движения «New age» дают своим адептам возможность широкого экзистенциального восприятия действительности, подкрепляя его информацией о бытии и активной деятельности различных «иерархий света» и «тьмы», а также иных, более духовно продвинутых, цивилизаций Вселенной. Причем человек напрямую «включен» в эти процессы как деятельное, творящее начало. Группы «New age» часто совмещают в своих доктринах черты саентологии и неоязычества, в которых понятие бога заменено "Космосом" и "Космическими иерархиями". Под саентологией в данном случае следует понимать вероучения, стремящиеся к сочетанию религиозных представлений и псевдонаучных концепций[2]. Основой для возникновения их многочисленных доктрин явились теософия Блаватской и агни-йога Рерихов, а также элементы учения гностиков. В рамках движений «New age» вырабатывается собственная система ценностей, своеобразная концепция устройства мироздания, провозглашаются особые принципы и цели развития человеческой цивилизации, входящие в прямое противоречие с общепринятыми. Это позволяет говорить о формировании особого направления - религиозной контркультуры.

Особо следует отметить идеологическую агрессивность движений «New age». Влияние их доктрин распространяется далеко за рамки локальных групп адептов. Выпускается огромное количество эзотерической литературы, идут передачи по телевидению, создаются и поддерживаются Интернет-сайты. Это постоянно подогревает интерес к оккультным знаниям и саентологическим системам. Широкие слои общества, даже не являясь адептами, в той или иной мере находятся под их идеологическим влиянием. Маленькие организации, больше всего страдающие оттого, что никто не верит в их шансы чего-нибудь добиться, могут только мечтать о такой поддержке.

Деятельность групп «New age» не ограничивается рамками конкретных техник медитации и оздоровления, они стремятся дать широкий философский анализ бытия. С точки зрения адептов, в наши дни мировая система знаний революционно меняется. Новые исследования ломают привычные стереотипы бытия. Реальным становится то, что в поисках Истины естественнонаучное мышление должно шагать рука об руку с верой человека в Разумность Космоса[3]. Ссылки на «достижения науки» являются неотъемлемой частью доктрин саентологического толка. Свою деятельность они, как правило, отождествляют именно с «научными» исследованиями.

Движения «New age» имеют ярко выраженную мессианскую и эсхатологическую направленность. Эсхатология в религиозной философии рассматривается, как учение о неизбежном этапе, без которого невозможно преодоление основных противоречий наличного бытия[4]. Согласно учениям «New age», человечеству суждено погибнуть как не выполнившему свою миссию просветления земли. Исходя из своих эсхатологических представлений, они видят необходимость совершенствования и изменения человеческой природы, трактуемую как подготовка человечества к ряду мировых катастроф, которые приведут к коренным изменениям космического масштаба. Предсказание и описание такой катастрофы занимает одно из центральных мест в концепциях «New age». Адепты рассматривают конец мира не как заключительный, а как промежуточный этап борьбы сил Света и Тьмы. Сверхзадачей же представляется постепенный эволюционный переход всей материи на более тонкий уровень. В результате она перейдет в состояние вакуума, который представляется как материальность четырехмерного мира и далее в многомерный «огненный» мир нейтринных полей - прямую аналогию Единому неоплатоников и гностиков или Плероме манихеев, видевших цель в освобождении души (частицы света) от оков материи.
Небезучастны лидеры «New age» и к политическим процессам. Провозглашается принцип служения идее общечеловеческого «Планетарного Братства» - как центральной задаче новой эпохи - без различия расы, национальности, вероисповеданий, пола и сословий. Публикуются воззвания к странам и правительствам о необходимых мерах по предотвращению угроз, стоящих перед человечеством. Имеется даже концепция создания «мирового правительства», которое «будет сформировано из действительно лучших представителей человечества, а также представителей Разумного Космоса. Это будут высокодуховные люди, свято чтящие Законы Творца и обладающие сверхспособностями»[5].

В современной публицистике отношение к новым религиозным движениям колеблется в интервале от настороженного до резко отрицательного. Действительно, для подобного отношения имеются определенные основания. Можно привести ряд примеров негативной и даже преступной деятельности тоталитарных сект. Но далеко не все движения являются тоталитарными или вообще сектами. Есть примеры возникновения целых народных движений, направленных на переосмысление старой веры и формирование на ее базе новых религиозных систем. Примером может служить движение Ак-Тянг, распространенное на Горном Алтае. При сохранении древней обрядовой стороны и элементов древнетюркского мировосприятия, здесь прослеживается существенное влияние современной эзотерики. Вместе с этим у лидеров Ак-Тянг «отсутствует стремление к саморекламе и раскручиванию в целях финансового обеспечения»[6]. Современное общество воспринимается лидерами Ак-Тянг как переполнившее чашу зла и стоящее на пороге катастрофы.

Появление в последние годы большого количества христианской литературы, осуждающей и развенчивающей концепции «New age», говорит, прежде всего, о широком распространении и значимости явления. Стремление современного человека не просто пребывать в мире, а изменять мир и себя, желание вырваться за рамки механистического восприятия действительности, привлекает к движениям «New age» новых сторонников.

Саентологические и неоязыческие концепции «New age» становятся одним из существенных факторов, влияющих на сознание и психику современного человека. Результат своей деятельности на данном этапе представители «New age» видят в создании своеобразной «Религии Итога». Таким образом, можно утверждать, что мы имеем дело с новой религиозной контркультурой, влияние которой распространяется далеко за рамки локальных групп адептов.

Latest Month

March 2011
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner